Главная Экономика Торжественная процедура присвоения звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации. Фото автора . «усольская газета»

Время новых педагогов

Торжественная процедура присвоения звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации. Фото  автора . «усольская газета»

28 августа в Усолье прошла августовская конференция педагогических работников Верхнекамья. В ее работе приняли участие делегации из Березников, Соликамска, Красновишерского, Усольского, Соликамского и Чердынского районов.

Открыла пленарное заседание начальник РУО Усольского района Тамара Кириллова. С приветствием к участникам конференции обратилась глава администрации Усольского городского поселения Светлана Кузнецова. Она кратко рассказала об истории Усолья, его уникальном архитектурном наследии, материальных достижениях в области образования.

Конференция вошла в рабочий ритм. С основным докладом по теме совещания «Итоги и перспективы модернизации системы Верхнекамья» выступила Тамара Кириллова.

Тамара КИРИЛЛОВА: Символично, что в провозглашенный Год российской истории августовская конференция педагогических работников Верхнекамья проходит на Усольской земле, где воздвигнут первый в России архитектурный памятник – Никольский храм, сооруженный в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Хочется верить, что многочисленные победы в истории нашего государства найдут достойное продолжение в решении задач на современном этапе по повышению национальной конкурентоспособности, в чем неоспорима роль образования. Миссия августовских педагогических встреч, проводимых ежегодно и повсеместно, – дать анализ результативности работы систем образования разного уровня по основным показателям предыдущего учебного года. Это дает возможность увидеть проблемы, которые требуют приоритетного внимания. Они и должны стать ориентиром в определении тактических задач, обозначенных государством на ближайшую перспективу.

Тамара Гавриловна дала характеристику «Проекта модернизации региональных систем общего образования», инициированного в апреле 2011 года Владимиром Путиным и вступившего в стадию реализации 1 сентября 2011 года. Она отметила, что ключевой целью проекта является повышение заработной платы учителей до средней заработной платы в экономике. Эти слова коллеги поддержали аплодисментами.

Тамара КИРИЛЛОВА: Обязательства Пермского края по повышению заработной платы учителей на 30% в 2011 году при плановом размере 16 тысяч 880,6 рубля перевыполнены: средняя зарплата составила 17442 рубля. Надо понимать, что в условиях НСОТ и НПФ не может быть одинаковой заработной платы учителей, даже при одинаковой нагрузке в одной школе, тем более в разных муниципальных образованиях. Диапазон средней заработной платы учителей варьируется от 14750 рублей в Красновишерском районе до 19574 рублей в г. Березники.

По словам докладчика, повысилась и средняя зарплата воспитателей ДОУ. По итогам первого квартала она составляет 10494 рубля.

Виктория ТРУБНИКОВА, воспитатель ДОУ № 30 г. Соликамска: Работаем по программе развития. Учим детей развивать свое творческое начало. Хотелось бы получать зарплату в 10 тысяч рублей, но сейчас с доплатой за все регалии у меня выходит 7 тысяч. Из фонда материального стимулирования за особые достижения могу получить еще 3 тысячи, но это очень нестабильно. Педстаж у меня – 13 лет.

Работа Виктории очень нравится, общение с детьми ей приносит радость. На конференции она награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ».

Тамара КИРИЛЛОВА: Вопрос заработной платы по-прежнему один из самых обсуждаемых среди педагогов. Какой будет ее размер в наступающем году? После завершения проекта? Насколько объективны критерии оценки профессиональной деятельности учителя? Достаточно ли прозрачна система стимулирования? Будет ли по достоинству оценен труд воспитателей и педагогов дополнительного образования? Изменится ли размер ставки базовой части?

Ответы на ряд из этих вопросов даны Президентом Путиным в одном из первых своих указов от 7 мая 2012 г. № 597, согласно которому Правительству РФ поручено довести в 2012 году среднюю зарплату педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в экономике в соответствующем регионе, а к 2013 году довести среднюю зарплату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

В бюджете Пермского края предусмотрено повышение зарплаты воспитателей с 1 января 2013 г. на 30%, а с 1 октября 2013 г. – до уровня средней зарплаты учителя.

Но если реально защищать заработную плату бюджетников, то нужно вводить ее автоматическую индексацию в зависимости от уровня инфляции. Иначе взаимосвязь зарплаты бюджетников и инфляции напоминает безнадежную гонку аутсайдера за лидером. Да и разговоры о грядущем кризисе оптимизма не добавляют.

Должное внимание уделено в докладе профессионализму учителей, проблеме дефицита педагогических кадров. Значительную часть педагогов, особенно на селе, составляют пенсионеры. Многим из них сложно вписаться в инновационные процессы.

На совещании у Дмитрия Медведева в апреле 2012 года был поставлен вопрос о переходе на трехлетние контракты с учителями, достигшими пенсионного возраста, в целях повышения качества их педагогической деятельности. Да, часть учителей-пенсионеров покинет школу, но кто придет на их место? И придет ли?..

В школе многое зависит от директора, в том числе и зарплата учителя. В докладе Тамары Гавриловны четко обозначена еще одна инновация, предложенная Дмитрием Медведевым.

Тамара КИРИЛЛОВА: Глава государства подчеркнул: «Очень важно, чтобы в школах были не только здоровые педагогические коллективы, но и сильный директор, назначаемый на конкурсной основе с публичным представлением собственной программы развития образовательного учреждения». По поручению Министерства образования Пермского края на муниципальном уровне уже приняты нормативные документы по проведению конкурсов на замещение руководящих должностей. Разрабатываются единые показатели эффективности работы руководителей образовательных учреждений.

Шла речь и о профессиональном уровне педагогов. «Чтобы вести модернизацию успешно, получить качественное изменение в образовании, мы должны получить нового педагога» – приводятся в докладе слова бывшего министра образования Андрея Фусенко.

Уровень готовности образовательных учреждений к обновлению сегодня оценивают по доле учителей и руководителей ОУ, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку, соответствующие умению внедрять новые образовательные стандарты. Эта работа интенсивно ведется и в Верхнекамье. Число учителей с 1-й и высшей квалификационной категорией в Березниках – 72%, в Усольском районе – 28%.

Еще одно направление модернизации – развитие школьной инфраструктуры и приобретение учебного оборудования. На эти цели в рамках реализации регионального проекта «Новая школа» израсходовано по Верхнекамью 378 млн 974 тыс. рублей.

Это отразилось и на системе образования нашего района: качественный ремонт школ и садиков, пуск в эксплуатацию пристроя в ДОУ № 5; в школы поступили компьютеры, электронные доски и т.д.

Идет переход на новые стандарты обучения. Доля школьников, обучающихся по новым стандартам, по Пермскому краю составила 12%, по начальной школе – 27,5%. Утверждены стандарты основного и среднего общего образования, порядок их введения.

Электронные дневники стали обычным явлением. Все смелее, благоадря Интернету, внедряется дистационное обучение. Доля школьников, которым предоставлено от 80 до 100% современных условий обучения, увеличилась с 26,6% в 2010 году, до 38,3% – в 2011 г.

Серьезное внимание в докладе было уделено качеству дошкольного образования. Тамара Кириллов отметила, что проект «Мамин выбор» получил широкое признание родителей, но породил ряд проблем. Одна из них в том, что часть детей дошкольного возраста не получает предшкольную подготовку, а это каждый 5-й будущий первоклассник. Поэтому президент РФ поставил задачу в 2016 году достичь 100% доступности дошкольного образования для детей с 3 до 7 лет.

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин в число основных приоритетов включил строительство детских садов в крае. В ближайшие два года в Пермском крае планируется построить 91 детский сад и восстановить более 60 ранее закрытых.

Основной показатель эффективности работы в системе общего образования – результаты освоения учебных программ. Один из итоговых показателей – ЕГЭ. В докладе были приведены следующие цифры: по результатам трех экзаменов 225 баллов и выше набрали 102 выпускника г. Березники, 37 – г. Соликамска, 2 – Соликамского района. В нашем районе таких, увы, нет.

Высокие результаты качества образования обеспечивает работа с одаренными детьми.

Тамара КИРИЛЛОВА: В Пермском крае выстроена система поддержки талантливых детей, включающая в себя реализацию комплекса мероприятий краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 гг.», участие школьников в олимпиадах и конкурсах регионального и российского уровня, летних и зимних тренировочных сборах, заочных школ для одаренных учащихся при ведущих вузах края, подготовку и участие в престижных международных конкурсах. Создана региональная ассоциация талантливой и одаренной молодежи («АТОМ»). Победителями международного Проекта «Первый шаг к Нобелевской премии» стали Петр Корепанов – учащийся 11 класса гимназии № 2 г. Соликамск и Иван Серебряков – учащийся 11 класса школы № 3 г. Березники.

Развивает творческие способности детей и система дополнительного образования. В 29 учреждениях дополнительного образования в прошлом году занималось 63% детей Верхнекамья. В нашем районе это цифра составила 70%.

Одним из чрезвычайно важных вопросов для системы образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

Тамара КИРИЛЛОВА: По данным Минздравсоцразвития РФ, каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины отмечаются функциональные отклонения. Здоровыми можно считать только 20-25% первоклассников. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Привитие навыков здорового образа жизни будет оставаться актуальной задачей школы. Одним из направлений ее решения является организация эффективной системы школьного физкультурно-спортивного воспитания, повышение доступности физкультурно-оздоровительных услуг, массового вовлечения детей в занятия физкультурой. В федеральной программе социально-экономического развития указано на необходимость вовлечения в спортивные секции к 2020 году 80% школьников. В настоящее время в спортивных секциях занимается 43% детей.

Прежде чем педагоги приступили к занятию в тематических секциях, состоялась церемония награждения 43-х лучших педагогов Верхнекамья знаком «Почетный работник общего образования РФ». Среди них Светлана Яковлевна Зайцева (УСОШ № 1) и Татьяна Яковлевна Кириченко (школа № 20 п. Железнодорожный). Поздравляем!

 

Для справки:

Доля молодых специалистов от общего числа педагогов составляет: в Чердынском районе – 9%, в городах – по 5%, в Красновишерском районе – 0%, в Усольском – 4%.

Виталий ЦЕЛИЩЕВ

31.08.2012
Комментарии (0)

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930