Фотогалерея
Тайну маски раскрывают в Палатах Строгановых
Маска – это всегда грань и никогда целое
Вернисаж
Маска – это всегда грань и никогда целое. Всегда лишь штрих, который может не быть свойством внешнего, но всегда сокрытого. Миф, пришедший к нам из глубины веков, в котором растворяется показное и на свет пробуждается сущее.
Лицо под карнавальной маской. Смеется оно или плачет? Маска – суть человека или желание сокрыть его? Может быть, люди прибегают к использованию маски, потому что так проще раскрыть свое «я»? Маска не может быть истиной. Это всегда карикатура на образ. Разница только в том, в каком обличье мы себя подаем – в образе красавицы или чудовища, ангела или дьявола. Мы все участники одного маскарада.
В музее «Палаты Строгановых» представлена уникальная выставка «Маски: от мифа к карнавалу». Проект объединил в себе город снов и теней Венецию, дарящую тайну; кочующих по миру, кому воля и ветер лишь Боги – испанских цыган и масленичных ряженых Словакии, созданных на грани злого комикса и художественного гротеска. Ювелирные изделия родины «Малахитовой шкатулки» – 27 марта международный проект, объединивший в себе четыре страны, предстал во всей красе.
Открывают проект работы словацкого фотографа, дизайнера Ивана Коеглера. Иван – человек, собирающий народные словацкие традиции. Из репортажной съемки автор создал художественные произведения, и основной темой его являются фашианговые, т.е. масленичные гуляния. В его творчестве доминируют Фашианги и маски, с которыми он себя внутренне отождествляет. Чувствительное сердце и неуемная энергия сочетаются в нем так, как во время маскарадов Фашиангов сочетаются веселость, бесшабашность, активность и глубоко чувствующая человечность.
Рядом с традициями встает творчество художников, которые начинают ярко интерпретировать те традиционные вещи, которые есть, но пропускают через свое особое видение и заставляют эти элементы заново переживаться современниками.
Таким художником является москвичка Татьяна Кроль с выставкой «Венеция». Ее фотографии пропущены сквозь призму набережной в Венеции.
Фотографии, сделанные художницей десять лет назад, предстали перед зрителем прикамской земли, но уже в новом цвете – специально для Усольского проекта фотографии сделаны по современной технологии – плексиглас. Часть работ передана художницей в коллекцию музея.
Татьяна КРОЛЬ: Венеция для меня двуликая, она разнообразная, карнавальная, фееричная, праздничная. Этот проект я вынашивала, добавила новые качества и вот сейчас мое отношение к Венеции другое – это призрачные и прозрачные сны, эта такая некая тайна, которая мне очень близка. В создании моей выставки на меня сильно воздействовало произведение Иосифа Бродского «Набережная Неисцелимых». Венеция – это город снов, город отражений и город туманов, и Усолье Строгановское, где я сейчас нахожусь, это тоже остров – также как и Венеция. И я подозреваю, что здесь бывают невероятной красоты туманы. И для меня это место кажется таким же сложным и трепетно волнующим и таинственным.
Часть работ модельера Натальи Лагуновой из Перми тоже теперь в фонде «Палат Строгановых». Проект Натальи – коллекция мужской и женской одежды под названием «GYPSY GO», или «Путь длиною в жизнь». Вдохновил художницу самый странствующий народ на планете – испанские цыгане.
«Они всегда в пути, страницы их книг и карты их дорог – это листья деревьев, проносящиеся мимо их разноцветных вардо, они уходят вслед за вчерашним солнцем, а завтрашний день они носят за пазухой, как недоеденный ужин…»
Одежда, представленная художником, необычна и заставляет задуматься – сорочечные ткани белого цвета и шерстяные вязаные маски. Легкое и тяжелое. Скрытое лицо и открытая нараспашку грудь. Костюмы представленной коллекции высоко оценил известный модельер Вячеслав Зайцев на показе швейного искусства высокого качества и часть коллекции приобрел для себя.
Наталья ЛАГУНОВА: Почему такая одежда? Они проделали очень большой путь, вобравший в себя культуру тех народов, тех стран, через которые они проходили, и, оказавшись в Испании, делились тем, что накопили за несколько веков. Поэтому может показаться эта одежда странной. Я уверена, что сама маска имеет собственную силу. Когда я производила фотоссесию своей коллекции, мужчина одел на себя маску, а через несколько минут упал в обморок. Маска была новая, ее до этого еще никто не одевал, она как будто вобрала силу человека.
В проект «Маски: от мифа к карнавалу» входит выставка ювелирных изделий мастеров Уральской государственной архитектурно-художествен-ной академии Екатеринбурга, поражающая образами миниатюрных произведений из металла и камня.
Еще одно событие, которое стало премьерой – подписание Соглашения между администрацией Усолького района и Словацким институтом о культурном сотрудничестве, которое началось еще в 2011 году.
Алла НАДЕЖДИНА, сотрудник Словацкого института в Москве: Мною была задумана выставка словацкой художницы, и совместно с институтом она была показана в академии имени Строганова в Москве, который сотрудничал с «Палатами Строгановых», так мы познакомились друг с другом. Ту же самую выставку мы привезли в Усолье и уже стали разрабатывать новые проекты. Соглашение скрепили подписями глава Усольского района Геннадий Шехматов и Анета Маренчикова, советник по культуре посольства Словакии, директор Словацкого института.
Соглашение дает возможность и право на проведение словацко-российских межвузовских конференций, симпозиумов и семинаров. Будут проводиться научные стажировки молодых ученых, научных сотрудников словацких и российских вузов и самое главное новые выставки и мастер-классы.
Геннадий ШЕХМАТОВ: Европейская культура и наша российская культура из центров – все для нас очень важно. Для познания, для воспитания самих себя и нравственности, гуманизма по отношению друг к другу. Через культуру мы познаем традиции других национальностей. Одна выставка дополняет другую. Обогащает нас нравственно. Это Соглашение международного уровня, которое впервые подписано здесь. Надеемся, что это прагматический документ, который принесет обоюдную пользу нашим людям и расширит возможности сотрудничества.
Анета МАРЕНЧИКОВА: У нас дружеские отношения, которые возможно применить в сотрудничестве. Было бы очень интересно принимать на вашей земле наши словацкие группы, и мы будем очень рады принимать ваших художников. Благодаря Соглашению будет возможность принимать участие в фестивалях, которые проходят в Словакии. Пока мы подписываем документ на один год, но, я думаю, что и в будущем мы будем сотрудничать.
Елена КОНОСОВА
Марина СОБЯНИНА