Фотогалерея
Формировать нового учителя. Строить школу нового дня
Краткие тезисы из доклада на августовской конференции
Конференция
1 сентября 2011 года стартовал проект «Модернизации региональных систем общего образования», который стал импульсом к положительным переменам и спустя два года можно подвести итоги.
Главная его цель – рост качества школьного образования через обновление материальной и учебной базы, повышение профессиональной квалификации и престижа учительского труда, в т.ч. через его справедливую, заслуженную оплату. С начала действия проекта заработная плата педагогов увеличена на 30%, и на 1 мая 2011 года средняя зарплата составляла 21967 руб. В рейтинге 48 муниципальных образований Пермского края по ее уровню Усольский район занимает 15 место.
До 1 января 2013 г. средняя зарплата воспитателей детсадов нашего района составляла 10150 рублей. По ее размеру Усольский район находится на 20 месте в крае.
Изменилась оплата труда в учреждениях дополнительного образования. Средняя зарплата педагогов составляет 15200 руб. И здесь мы – на 19 месте.
Управлением образования проведен мониторинг уровня готовности будущих первоклассников к школе. Впервые за четыре года с заданиями справились все воспитанники детских садов, причем на достаточно высоком уровне. Но у половины домашних детей уровень развития не соответствует возрастным особенностям. Поэтому даже при положительной динамике проблема качества остается актуальной.
В общеобразовательных школах в 2012-13 учебном году обучались 1044 учеников, программу освоили 94,5%. Материальную поддержку в виде стипендий в размере 538 рублей получали 24 ученика 10-11-х классов, по итогам первого полугодия количество стипендиатов сократилось до девяти. В новом учебном году размер стипендии проиндексирован на 5,5% и составит 560,72 руб. По итогам учебного года 43 ученика оставлены на повторное обучение (в 2012 г. было 26 учащихся).
Тестовые задания по русскому языку и математике за курс начальной школы из 81 ученика 4-х классов выполнили 97,5%, высокого уровня освоения материала не достиг ни один из них, и только четверо учащихся – по математике. Первая в рейтинге района по итогам мониторинга в начальной школе Березовская СОШ.
К государственной итоговой аттестации за курс основной школы допущено 100 учащихся. Экзамены по обязательным предметам не сдали 11 учащихся по русскому языку, 6 – по математике и 6 выпускников – по предметам по выбору. Настораживает отрицательная динамика результатов по литературе, обществознанию, английскому языку.
Впервые в истории ГИА максимальное количество – 100 баллов, набрала ученица УСОШ № 1 Анна Овчинникова по биологии; лучший результат по математике у выпускницы СОШ № 20 Дарьи Ермаковой – 87 баллов. Она же стала обладательницей аттестата особого образца – единственного в районе за последние 4 года. По итогам ГИА лучшие в районе результаты у СОШ № 20.
ЕГЭ сдавали 32 выпускника средней школы. Все они справились с заданиями по русскому языку, но математику первоначально не сдали трое; и трое учащихся не смогли набрать необходимое количество баллов по физике и химии. Среди школ района более высокие результаты у выпускников Романовской СОШ. По итогам государственной аттестации за лучшие результаты по обязательным предметам вручены премии в размере 1725 руб. выпускнице 9 класса СОШ № 20 Дарье Ермаковой и Юлии Кокшаровой – выпускнице 11 класса УСОШ № 1 (русский язык – 82 балла). Впервые в Пермском крае подведены итоги ЕГЭ по доле выпускников, сдавших экзамены. Наш район вошел в первую десятку.
Основным показателем эффективности внеурочной деятельности являются результаты участия во Всероссийской предметной олимпиаде. Участие наших детей ограничивается, в основном, муниципальным этапом; участниками очного тура регионального этапа олимпиады по физической культуре были учащиеся Орлинской СОШ и СОШ № 20, по технологии – СОШ № 20 и ПСОШ. В конкурсе исследовательских работ стабильно высокие результаты достигают учащиеся по краеведению – победителем краевого конкурса стал Александр Кипин (ОСОШ), руководитель М. В. Радостева, призером – Вадим Сидоров (УСОШ № 1) под руководством Е. П. Ширихановой. Дипломантами Всероссийских и региональных творческих конкурсов являются воспитанники педагогов ДДТ Н. А. Шеиной и А. Т. Мельникова, высокие спортивные достижения имеют воспитанники тренеров-преподавателей ДЮСШ «Лидер» – А. Ф. Копелова, С. В. Сидорова, А. В. Газаряна. Премию главы района по итогам районного конкурса «Юные дарования Усольского района» и «Ученик года» получили 9 учащихся.
Укреплние материально-технической базы образовательных учреждений
За 2 года пережили второе рождение детские сады № 5 и 4, Орлинский и Романовский, идут к завершению ремонтные работы в детсадах № 162, Пыскорском и Березовском. Они направлены на приведение учреждений в безопасное состояние и на ликвидацию очередности. Строительство пристроев в г. Усолье позволило предоставить путевки дополнительно 43 детям. Планируется открытие дополнительных групп в Орлинском, Пыскорском и Романовском детских садах на 50 человек. Надеемся, проблема 100% доступности дошкольного образования будет решена к 2015 году. В рейтинге территорий края по охвату детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием Усольский район занимает 9 место. Уже 6 год за невозможность предоставления мест всем детям в детсадах 120 родителям осуществляется компенсация через проект «Мамин выбор».
Качественные изменения технического состояния школьной инфраструктуры
На эти цели выделено и осваивается по 40 млн рублей, что позволило обеспечить лицензирование всех образовательных учреждений.
Понятие «безопасность» достаточно многоаспектное: санитарно-гигиеническая, пожарная, антитеррористическая, безопасность дорожного движения, конечно, информационная и т.д. На территории края впервые введен в действие Стандарт безопасности объектов образовательной среды, направленный на упорядочение действий образовательных учреждений, по их безопасности. В создании безопасных условий сделано не мало, наряду с мерами пожарной и санитарной безопасности в 2 школах (УСОШ № 1, ОСОШ) установлены системы видеонаблюдения, в д/с № 5 и ДДТ – кнопки тревожного вызова, на всех школьных автобусах – система Глонасс. Но как оградить детей от опасного контента в Интернете, научить фильтровать информацию? О значимости проблемы говорит уже тот факт, что с 1 сентября 2012 г. вступил в силу ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию». За 2 года реализации региональной проекта во все школы поступило компьютерное, цифровое и учебно-лабораторное оборудование, спортивный инвентарь на 1740814 рублей.
Сегодня все учреждения подключены к сети Интернет, имеют сайты, электронную почту. По-прежнему остаются неиспользованными ресурсы дистанционного обучения. Только в 4 школах имеется первый опыт его практического применения.
Для удобства организации учебного процесса – 29 предметных кабинетов в школах, все детские сады, учреждения дополнительного образования оснащены мультимедийными установками. В практику работы педагогов вошли электронные программы, интерактивные справочники, компьютерное тестирование, освоена технология работы с электронными дневниками, не заставят долго ждать электронные журналы и учебники.
В текущем году библиотеки УСОШ № 1 и РСОШ получили в дар от компании «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» мультимедийное оборудование.
В этом году в Пермском крае впервые начал работу портал «Оценка качества муниципальных услуг». С 1 сентября начнет действовать оценка деятельности образовательных организаций.
С прошлого учебного года начался переход на новый стандарт основной школы. Краевой экспериментальной площадкой по формированию метапредметных и личностных результатов стала УСОШ № 1. По итогам работы инновационной площадки школа участвует в краевом конкурсе научно-исследовательских проектов.
Статус экспериментальных площадок регионального уровня на новый учебный год получили еще ПСОШ и СОШ № 20.
Дошкольное образование – это тот фундамент, который определяет все последующее развитие ребенка. В 2013 году разработан специальный стандарт, который предусматривает требования и к результатам. К концу учебного года планируется завершить обсуждение проекта стандарта, а в 2014 году ввести его в действие.
Какие учителя нужны современной школе?
Этим вопросом задаются сегодня все: родители, которые в последние десятилетия стали более требовательными; руководители, контролирующие выполнение государственных задач в сфере образования; да и сами педагоги стараются понять – какими должны быть, чтобы удовлетворять потребности дня сегодняшнего. С этой целью впервые вводится профессиональный стандарт учителя.
Еще одно нововведение – эффективный контракт, это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг. Это позволит учителю сосредоточиться только на основной работе. Престиж учителя в обществе возвращается очень медленно, за последние три года, несмотря на меры социальной поддержки молодых учителей, трудоустроены 5 молодых специалистов. В рамках реализации муниципальной программы «Меры социальной поддержки молодых специалистов» было выделено 319784 руб. Ряды молодых педагогов в текущем году пополняются одним молодым специалистом – работником д/с № 4.
Нельзя сегодня не остановиться на одной из вечных проблем – воспитании. Еще в послании Президента РФ Федеральному Собранию 2 года назад глава государства указал на дефицит того, что всегда, во все времена делало нас крепче, сильнее и чем мы гордились – милосердия, сочувствия, поддержки и взаимопомощи; на нравственную деградацию, культ потребления, подростковую наркоманию, алкоголизм и преступность. Несовершеннолетними подростками за отчетный период допущено 7 нарушений общепринятых норм общества, уровень преступности по сравнению с прошлым годом возрос в 500 раз. Это самый низкий показатель в крае.
Влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. Появились сильные конкуренты: Интернет, СМИ. Но качественное образование не возможно без воспитания. Поэтому нужно вернуть школе ценность. И здесь необходима роль учителя, классного руководителя. В духовно-нравственном воспитании сделан важный шаг – во всех школах (правда только в 4 классах) начал изучаться курс «Основы православной культуры и светской этики». Нужен ли он? Родители считают – «Нужен, но преподавание должно вестись профессионально, доступно, интересно, важно, чтобы было продолжение».
Формирование культуры здорового образа жизни
По данным статистики, в 14 лет 2/3 детей в России имеют хронические заболевания, 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки; физически здоровыми являются 8% детей.
В последние годы возникла еще одна тенденция – появление «школьных браков». Только за последние три года 7 учащихся отчислено из школ по данной причине.
Одним из путей сохранения здоровья детей является повышение двигательной активности. Дополнительными занятиями в спортивных секциях занимаются 60% учащихся. Нужны новые формы работы, широкий выбор спортивных и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста. Есть достижения в сфере развития физической культуры: существенно обновилась спортивная инфраструктура – отремонтированы спортивные залы, открыт физкультурно-оздоровительный комплекс лыжной направленности, стадион, которого ждало не одно поколение усольчан.
У нас есть первый опыт в реализации регионального проекта «Спортивный клуб + спортивный сертификат». 438 детей занималось спортивно-оздоровительными видами. На приобретение оборудования и спортинвентаря израсходовано 192850 рублей. Общая сумма средств на реализацию проекта составила 1293708 рублей. В новом учебном году нам предстоит реализация мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Цель – широкое вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом, формирование культуры ЗОЖ.
Предстоит большая разъяснительная работа в связи с вступлением в силу с 01.06.2013 г. Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов. Инструментом решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов и программ, непосредственным участником которых являемся и мы. Но масштабы и острота существующих проблем в сфере детства не могут быть решены без комплексного подхода и действенных мер, на что ориентирует нас «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» Основные принципы стратегии: защита прав, максимальная реализации потенциала, сбережение здоровья каждого ребенка. Особое внимание уделено детям с ограниченными возможностями, их включению в образовательную среду. В рамках стратегии 9 воспитанников ДЮСШ в новом учебном году будут обучаться в краевой спортивной школе олимпийского резерва.
В новом законе «Об образовании в РФ» сказано: «важно чтобы ресурсы из других сфер деятельности были поставлены на службу образованию. Иначе никакой инновационной экономики нам не построить».
Новый Закон расширяет понятия «образование», впервые введено определение «качество образования», понятия «образовательные отношения», «образовательная организация», «семейное образование». Что принесет новый Закон в нашу жизнь? Изменение уровней образования (дошкольное образование – 1 ступень общего образования); расширение образовательных программ; закрепление статуса педагогического работника, его права, в т.ч. на повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года; дополнительные меры социальной поддержки молодых специалистов; введен механизм защиты прав детей; закреплены меры социальной поддержки учащихся (обеспечение учебниками, питанием); система поддержки талантливых детей; особое внимание уделено обучению детей с ограниченными возможностями; регламентируются права родителей и общественности на участие в управлении образовательным учреждением; предполагает жесткий контроль за качеством образования. Закон «Об образовании» вступает в силу с 1 сентября 2013 г., ряд статей – с 1 января 2014 г.
Предстоит большая системная работа по обновлению нормативно-правовых актов и выстраивание деятельности образовательных организаций в соответствии с Законом. У работников образования, уникальная историческая миссия – не только возможность участия в разработке законопроекта, но и право быть первыми в его реализации.
Тамара КИРИЛЛОВА начальник районного управления образования