Фотогалерея
С глаз долой, из сердца вон?
О проблеме мусорных свалок в лесу, правилах рубки деревьев и многом другом
Вопрос-Ответ
«Усольской газете» № 33 от 17 августа было опубликовано письмо жительницы Усольского района Анны Лесной «В лес пойдешь – утюг найдешь». Мы попросили прокомментировать его директора ГКУ «Березниковское лесничество» Дмитрия ГИЛЕВА.
«Настали такие времена, что кроме лесных богатств в лесу можно найти все, что угодно, в том числе и утюг. И никто не удивится. Хорошо, что находится столько неравнодушных людей, которых волнуют вопросы несанкционированных свалок в лесу, рубок и буреломов.
Но речь пойдет не только о мусоре. Что касается сухостоя. На сегодняшний день, согласно лесному законодательству, использование всех видов лесов – платное. И никогда бесплатным не было. У нас нет разграничений – сухостой это или ветровал. Если был факт незаконной порубки деревьев, то за это предусмотрено наказание. Допустим за незаконную рубку одного кубометра сырорастущих деревьев (до степени прекращения роста) – взимается 50-кратная их стоимость, за сухостой – поменьше.
Для населения производится отпуск сухостоя и валежника на дрова. Для этого достаточно прийти в участковое лесничество и написать заявление, к которому должна быть обязательно приложена справка из администрации сельского или городского поселений о том, что у вас есть домовладение с печным отоплением. После чего, согласно нормативам, которые установлены правительством Пермского края от 23 апреля 2012 года, обратившимся отпустят до 20-ти кубометров сухостойной, буреломной, ветровальной древесины.
Опять же, руководствуясь утвержденным порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края. Есть несколько целей использования этой древесины. Так, на строительство жилого дома в деревянном исполнении полагается до 100 кубометров. Для дома из другого материала норматив меньше.
На строительство надворных построек в деревянном исполнении – до 50-ти кубометров, в другом – до 20-ти. На капитальный ремонт и реконструкцию индивидуального жилого дома в деревянном исполнении выделяется до 30-ти кубометров, многоквартирного – до 25 кубометров. На капитальный ремонт жилого дома не в деревянном исполнении положено выделить до 15 кубометров, на текущий ремонт – до 10 кубометров. На отопление – до 20 кубометров, на отопление и ремонт построек на садовом участке – до пяти кубометров.
При подаче заявления обязательным является подтверждение цели использования древесины. Для строительства понадобится разрешение на строительство. Для строительства надворных построек нужна схема расположения, согласованная с главой администрации, для ремонта многоквартирного жилого дома – акт его обследования.
До 12 мая 2012 года нормативные документы не запрашивались. Достаточно было заявления.
Постановление Правительства ужесточило ответственность самих граждан. После подачи заявления, которое рассматривается в течение 25 дней, и уведомления о завершении отвода его лесосеки, гражданин должен в течение пяти дней оформить договор купли-продажи. Если же он этого не сделал, то весь процесс начнется снова. Данное Постановление разрешило производить отпуск буреломной, ветровальной древесины даже на участках, которые могут показать сами граждане. Это должны быть именно сухостойные деревья.
Насаждения, которые засыхают в массовом порядке либо повреждены ветровалом, либо пострадавшие от лесных пожаров, исследуются инженером-лесопатологом. Проводится обследование, и только тогда в Перми на эти участки выдается специальное разрешение. Если такой лес находится на арендованном участке, то его рубит арендатор. Если участок не передан в аренду, то в рамках государственного заказа этот участок будет выставлен на аукцион.
Автор письма пишет, что не известно, кто занимается восстановлением лесов. Мы как раз и занимаемся искусственным восстановлением, то есть созданием лесных культур. Объем, конечно, скромнее, чем раньше. Мы ежегодно рубим тысячу гектаров, а искусственное восстановление у нас занимает 7%. Этого, конечно, не достаточно, но мы действуем в рамках лесохозяйственного регламента.
По государственному контракту мы создаем ежегодно 47 га, остальное создают арендаторы. Ежегодно создается от 60 до 70 га лесных культур. После рубки мы обследуем делянки, и те площади, где нет подроста, включаются в план, на них производится подготовка почвы в бесснежное время. На следующий год эти культуры высаживаются и осуществляется уход ними.
Есть несколько видов ухода. Агротехнический уход – когда мы не даем траве препятствовать росту наших маленьких елочек. Лесохозяйственный уход связан с рубкой малоценных пород – осин, берез, заглушающих рост хвойных деревцев. Площади, вырубленные под трассу, прокладку газа, будут поддерживаться в безлесном состоянии. Арендаторы, занимающиеся заготовкой древесины, участвуют в восстановлении лесов полностью за свой счет. За использованием лесов, в том числе за заготовкой древесины, правильностью рубки и документацией следят органы лесного хозяйства. На территории Усольского муниципального района это «Березниковское лесничество».
С 2012 года нам дали право следить за участками, на которых проходили рубки. До этого мы не могли проверять лесосеки на правильность разработки даже после окончания заготовки древесины. Работников лесничества наделили функцией государственного контроля, и они с этого года могут писать представление, выдавать предписания и не просто составлять акт проверки, а передавать в соответствующие органы.
Эти функции, кстати, были у лесоводов до 2007 года. Это хорошо, что нам их вернули. Мы снова можем все контролировать. Может, нас снова начнут уважать, а то мы как лесничество были просто номинальной единицей. Мы сегодня не даем разрешительных документов, кроме договоров с населением. Следим за тем, чтобы лесосеки после рубки очищались. Зачастую остатки древесины бросают.
У нас договорные отношения. В договор записываем, что люди обязаны чистить. Если они не будут чистить лесосеки от порубочных остатков, то мы привлечем их к административной ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности. Эта захламленность приводит к увеличению лесных пожаров. Такие материалы мы направляли практически на всех арендаторов района в Министерство лесного хозяйства.
Вернемся к наболевшему – проблеме мусора. В письме указано, что вся дорога до «Елочки» усыпана мусором, но эта территория не наша – по этому вопросу нужно обращаться в администрацию города Березники. Ближе к Пыскору на нашем участке, под линией ЛЭП, действительно нашли мусор. По этому факту напишем письмо в Пыскорское поселение, чтобы они ликвидировали эту свалку, так как лес относится именно к этому поселению. …
Куда ни ступишь в лесу, даже в глухую чащу зайди, все равно наткнешься на мусор. Там-то, казалось бы, откуда ему взяться? Но ведь кто-то целенаправленно пробирается подальше, через бурелом, и выбрасывает. Конечно, в лес можно вывезти все, что хочешь, любой мусор и бесплатно, с глаз долой из сердца вон! Проблема эта все не решается. Жители сетуют на то, что не хватает контейнерных площадок. И якобы поэтому жители вывозят отходы в лес. Но позвольте с этим не согласиться. В Усолье немало контейнерных площадок, только вот люди не только не хотят за них платить, им проще увезти в лес. Не думаем мы о нашем лесе и не хотим задумываться о том, кто это убирать будет. Главное – не я! Дома у меня чисто, а то, что в лесу – не моя забота. И пока наша культура не повысится – так и будем зарастать мусором, пока не утонем в нем».
"Мы научились летать в небе как птицы.Мы нучились плавать под водой как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле как люди» (Бернард Шоу).
Ольга ЮШКОВА