Фотогалерея
Мастера делать суп из топора, а подружки-мастерицы – златошвеи из светлицы
У каждой земли есть свои герои. И у каждой земли есть то, чем ценна и богата она. В этом номере мы начинаем серию материалов о наших землях, ремеслах, о связях истории и современности. Только познав свои истоки, человек познает себя и свою душу. Силу свою и свои возможности.
Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Расчетлив и смекалист был Аника Строганов. Овдовев в 1544 году, не вдруг и не сразу стал присматривать себе супружницу. А такого же роду-племени, оборотистого, быстрым умом не обиженного. Второй женой ему стала Софья Бакулева. Без малого почти сто лет минуло с той поры как первыми дошли сюда купцы Калиниковы из Вологды. То ли удали купеческой им не хватило, то ли денег: да скудел начатый ими соляной промысел. Аника же эти места заприметил. Солью земля обильна и прозвание ей сходное – Усолье на Каме. Но только так надо дело повести умно, чтобы уладить все.
И вот родной брат жены Иван Бакулев получил царскую грамоту в 1557 году на устройство новой слободы в Зырянской волости. Через которую, минуя таможню в Перми Великой – Чердыни, пойдут и грамотки, а при случае и товары. На следующий год, в 1558-м, получил Аника Строганов за царской же подписью грамоту на эти земли, что на Каме и Чусовой. И основал собственное Усолье-на-Каме. Ему, Анике Строганову, подвластное и только царю подотчетное.
В энциклопедии русской жизни «Домострое» особенное внимание обращалось на то, что если «которая женщина или девка рукодельна, и той дела указати: рубашку делати, или убрус брати, или постав (пряжу) ткати, или золотное или шелковое, пяличное дело». Здесь определялась роль и старшей мастерицы: «...и которая чему учена, того всего досмотрити и дозрети, и всякой мастери(це) самой прядено (пряжу), и тафта, и камка, и золото, и серебро отвесити, и отмерите, и сметити, и указати, сколько чего надобно и сколько чего даст; и прикроити, и примерите; самой все свое рукоделие знати». Стремился подобное завести у себя и Аника. Тем более что таково было и веление времени.
Так, немец Альберт Шлихтинг в своем «Сказании» о времени Ивана Грозного говорит о сорока девушках, «которые были на женской половине супруги князя (Афанасия Вяземского) и каждая из которых обычно умела вышивать приготовленные из золота одежды». Большая мастерская была в XVI в. у княгини Евфросинии Старицкой. В конце XVI - начале XVII в. своеобразием работы и продуктивностью отличается мастерская шитья Годуновых. В самой царицыной «светлице» в начале XVII в. находились «мужни жены и вдовы и девицы, честных и средних чинов дворцовых людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шелками с каменьем и с жемчугом». В 1626 г. золотных мастериц здесь было пятнадцать, а в 1682 – пятьдесят девять и двадцать две ученицы. В XVII в. крупнейшими были также мастерские Акилины Петровны Бутурлиной и Строгановых. Поспорить с представителями знатных фамилий о достоинстве рода в XVII веке можно было, пожалуй, только умением мастериц. Так что шитье строгановское превосходило московское, даже и вышедшее из царских «светлиц» (мастерских)! Материалы и техника исполнения почти одинаковы: одни и те же шелка, привозимые из Китая и Италии, те же жемчуга, золото, серебро.
Для «строгановской» школы 50-60-х годов XVII века характерно монументальное шитье – большие покровы, большие сплошь золотые пелены. Элитарным, эксклюзивными можно назвать работы, созданные в тот период. Техника шитья золотыми и серебряными нитями в прикреп была доведена до совершенства. Расширение строгановского златошвейного дела в третьей четверти XVII столетия связано с деятельностью Анны Ивановны, второй жены Дмитрия Андреевича Строганова, которая руководила работой мастерских, будучи сама искусной художницей-вышивальщицей.
Наряду с плащаницами, покровами и воздухами в сольвычегодских мастерских исполнялись и священнические облачения. Одна из таких риз, имеющая дату – 1624 год, – была вложена в Троице-Сергиев монастырь. К этой же группе памятников следует отнести и небольшую пелену 1626 года с изображением Донской Богоматери в среднике и избранными святыми на кайме. Следующий этап в развитии строгановского шитья представляют несколько прекрасных пелен, вложенных в свое время в сольвычегодский Благовещенский собор, из которых наиболее интересна большая пелена 1654 года с изображением малолетнего царевича Дмитрия. На обороте ее вышита надпись: «7163 (1654 г.) октября в 19 день совершена бысть сия пелена к образу святого благоверного царевича великого князя Дмитрия Московского и всея Руси Чудотворца, что стоит у Соли Вычегодской в соборной церкви Благовещения Пресвятые Богородицы, по обещанию именитого человека Дмитрия Андреевича Строганова, а труда и тщания сия пелена его Дмитрия Андреевича жены Анны Ивановны, а в лицах и в ризах и во всякой утвари труда иноки Марфы по реклу Веселки». В мастерской Анны Ивановны вышивали вещи не только для местного собора. Вклады шитых произведений Строгановых в русские храмы и монастыри во второй половине XVII века становятся особенно многочисленными. Кроме Сольвычегодска они встречаются в собраниях музеев Великого Устюга, Вологды, Ярославля, Ростова Великого, Пскова, а также в коллекциях Оружейной палаты и Русского музея.
Последним значительным произведением этого периода является покров с изображением Сергия Радонежского с житием, вложенный Анной Ивановной Строгановой в Троице-Сергиев монастырь после смерти мужа, в 1671 году. Этот покров, шитый золотной и серебряной нитью, богато украшенный жемчугом, драгоценными камнями и золотыми запонами, – один из характерных памятников искусства шитья второй половины XVII века.
В фондах Пермской художественной галереи хранятся пелены с изображениями Богоматери и Николая Чудотворца, привезенные из Орла и Усолья. Пермская коллекция строгановского шитья имеет работы из светлицы Анны Ивановны Строгановой в Сольвычегодске. Как считают специалисты, наиболее интересна по своим художественным достоинствам пелена «Убиение св. царевича Дмитрия» из с. Орла. И если прежде соль, добываемая из пермской земли, давала жизнь многим уникальным творениям, позволяя творить, экпериментировать в различных сферах, может быть, сегодня настало время, когда культура, как соль, суть и основа бытия, привлечет внимание новых торговых людей, новых меценатов. Пробудит у людей желание возродить некогда прославившие наши земли ремесла.
Борис СВЕТОЗАРОВ