Фотогалерея
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Великая дата
Марина Цветаева
Генералам Двенадцатого года!
Посвящается
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Вам все вершины были малы,
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли!
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
в небытие!
200 лет прошло со времени Отечественной войны 1812 года, 200 лет со дня Великого Бородинского сражения, которое состоялось 26 августа (7 сентября) неподалеку от города Можайск у села Бородино, вошедшего с тех пор в историю как немеркнущий символ мужества, патриотизма и героизма русского народа.
Император Франции Наполеон I за несколько лет покорил большинство государств Европы. Но на дороге к амбициозной цели стать «властелином мира» стояла Россия.
Уже в 1809 году он начал подготовку к походу на Восток, чтобы ликвидировать главное препятствие на своем пути. Французский император шел напролом. Но не учел одного, что именно Русское государство уже однажды спасло Европу, преградив путь бесчисленным полчищам кочевников из Центральной Азии. Он не мог и предполагать, что день вторжения в Россию (12 (24) июня 1812 г.) станет началом заката и гибели не только 600-тысячной «Великой армии», но и его империи.
Главным событием Отечественной войны 1812 года, ее эпицентром, является Бородинское сражение, которое наглядно показало провал военной стратегии Наполеона, делавшего ставку на одно «генеральное сражение». Русское же военное искусство, блестящим олицетворением которого стал Михаил Илларионович Кутузов, исходило из учетов долговременных факторов, опираясь на сочетание всех элементов боевого порядка, умелое использование пехоты, артиллерии, конницы, резервов, их тесное взаимодействие. Кутузов говорил: «Победить Наполеона невозможно, его можно обмануть».
Гениальный полководец выбрал очень удачное место для сражения: фланги были прикрыты крутыми оврагами и лесом; курганы и холмы – удобные места для артиллерийских позиций; хорошие подходы резервов на нужные направления. Кутузов вынудил Наполеона вести фронтальное наступление и не дал ему свободы маневра.
Но самое главное, что определило успешный исход сражения для русских войск, это безмерное мужество и храбрость солдат и офицеров, всех, кто в те далекие дни сражался на Шевардинском редуте, Багратионовых флешах, батарее Раевского, Утицком кургане, у деревни Семеновское.
Страшно подумать, сколько полегло наших и французов; словно пророк назвал эти три речки, протекающие близ Бородина: Войня, Колоча, Стонец. И точно: воюя, противники колотили друг друга так, что стонали и поле, и окрестности, и даже небо.
«Сей день, – писал позже М. И. Кутузов, – пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание было всякого умереть на месте и не уступить неприятелю…»
Этот вечный памятник мужества был создан народом, солдаты которого обильно полили своей кровью «Поле русской славы». Навечно вошли в отечественную историю имена славных военачальников – М. И. Кутузова, Барклая-де-Толли, П. И. Багратиона, М. В. Дохтурова, Н. Н. Раевского, М. И. Платова, Н. А. Тучкова, П. П. Коновницина, К. Ф. Боговута, П. А. Строганова и многих других.
В Отечественной войне 1812 г. генерал-майор Павел Александрович Строганов был командиром 1-й гренадерской дивизии третьего пехотного корпуса под командованием Н. А. Тучкова. В день Бородинского сражения он героически сражался на Утицком кургане. Необходимо отметить самое активное и смелое участие всех подразделений, которыми командовал П. А. Строганов.
В решающий момент битвы в районе Утицы они занимают и укрепляются на кургане, по ним был открыт французами ураганный огонь. «В сие время, – рапортует П. А. Строганов, – открылась жесточайшая канонада, но, несмотря на превосходство неприятельского огня, наша батарея неумолимо действовала, пока потерявши почти всех своих людей и расстрелявши большую часть своих зарядов, принуждена была уменьшить свой огонь и уже только действовать из 4-х орудий».
Никакие усилия французов не смогли заставить защитников Утицкого кургана отступить. Стояли насмерть, поскольку Утицкий курган прикрывал старую Смоленскую дорогу. Как сообщал П. А. Строганов: «Продолжался сей кровопролитный бой до самых сумерек, который, несмотря на превосходство неприятеля, совершенно остался для него безуспешным и давал новое доказательство мужества войск…»
Героически сражаясь на Утицком кургане, регулярные войска и ополчение сорвали планы Наполеона, не позволили его войскам обойти левый фланг русской армии. Они отвлекли на себя неприятельский корпус, и в немалой степени способствовали успешным действиям защитников флешей, а затем Семеновского оврага.
«Я не могу слишком хвалиться хладнокровием и мужеством всех своих подчиненных, но войска делали свои движения под огнем сильным так, как бы на смотру», – подчеркивал П. А. Строганов.
Велик вклад полка Николая Алексеевича Тучкова в общий исход Бородинского сражения. Распределив свои дивизии так, чтобы напасть с разных сторон на неприятеля, он сам повел один из полков в атаку, вытеснил Понятовского с возвышенности, прогнал к Утице, и велел ввезти орудия на отнятую возвышенность и стрелять по отступавшим. Храбрость эта дорого ему стоила – он был смертельно ранен. По смерти А. Н. Тучкова, П. А. Строганов, как старший после него генерал, принял его пост по командованию 3-м корпусом. В последствии, за храбрость и героизм в Бородинском сражении, П. А. Строганов произведен в генерал-лейтенанты.
К вечеру 26 августа (7 сентября) русская армия занимала почти те же позиции, что и в начале сражения. Левый фланг ее находился на Семеновских высотах, правый – за батареей Николая Николаевича Раевского. Французы с наступлением темноты отошли на исходные позиции, на левый берег р. Колочи.
«Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда на ту позицию, в которую пришел нас атаковать», – сообщал М. И. Кутузов Александру I в Петербург.
Бородинское сражение было одним из самых кровопролитнейших. Потери русской армии в нем составили почти 44 тыс. человек, в том числе 29 генералов; потери неприятеля – более 50 тыс. человек, 47 генералов. Наполеон, будучи на острове Святой Елены (в ссылке), вспоминал: «Из всех моих сражений самым ужасным было то, которое я дал под Москвою. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми».
В сражении на Бородинском поле русские воины проявили беспримерную стойкость, мужество и героизм. Об этом свидетельствуют многочисленные документы эпохи: рапорты, донесения начальников воинских частей. М. И. Кутузов доносил в Петербург, что «неприятель нигде не выиграл ни шаг земли с превосходными своими силами». Генерал Ермолов свидетельствует о том, что в сражении на Бородинском поле «французская армия расшиблась о русскую». Военный историк Павел Андреевич Жилин подчеркнул три главных результата Бородинского сражения. Во-первых, наполеоновской армии не удалось сломить героического сопротивления русских войск, разгромить их и открыть себе свободный путь к Москве.
Во-вторых, русская армия вырвала у противника из строя почти половину его войск.
В-третьих, на Бородинском поле французская армия понесла невосполнимое моральное потрясение, от которого она так и не смогла оправиться, в то время как у русских войск возросла и окрепла уверенность в победе!
Велико значение Бородинского сражения. В ходе его развеян миф о непобедимости наполеоновской армии и гениальности Наполеона, как полководца! Словно страшная гроза было нашествие Наполеона. Но, как от грозы, от него не осталось и следа. А имена героев, положивших жизни за свое Отечество, до сих пор продолжают жить в благодарной памяти потомков.
Галина Силантьева