Главная Общество Юлия Шапчиц считает, что путь к будущей профессии не прост, в этом вопросе нужна помощь специалистов. фото автора. «усольская газета»

«Я б в дизайнеры пошел…»

Юлия Шапчиц считает, что путь к будущей профессии не прост, в этом вопросе нужна помощь специалистов. фото автора. «усольская газета»

«Я счастливый человек, – говорил дед своему внуку, моему знакомому. – Потому что я занимаюсь делом, которое мне нравится, и мне еще за это деньги платят. Выбирай, внучек, только ту работу, что будет по душе». Только как выбрать правильный путь, как не ошибиться с выбором?

Окончание 9 и 11 классов – время тревожного самоопределения. Впереди граница, перейти которую успешно не просто. Привычная размеренная школьная жизнь остается позади. Нужно найти свой путь во взрослой действительности: поступить в вуз, колледж или профессиональное училище. Оправдать ожидания родителей, учителей.

Традиционно определиться в выборе профессии и учебного заведения выпускнику помогает школа, зная его наклонности и способности. Но в последние годы активно и на профессио-нальном уровне занимается профориентацией Усольский филиал Березниковского ЦЗН. Ведет эту работу инспектор Юлия Михайловна Шапчиц. Дипломированный психолог, выпускница Пермского классического университета (ныне ПГНИУ).

Как же работает инспектор по профориентации? Одна из его задач – профилактика безработицы среди выпускников школ. С этой целью проводятся декадники профориентации в образовательных учреждениях Усольского района. Прошли они в феврале и октябре этого года. В феврале 2012 года совместно с Юлией Шапчиц занимались профессиональным самоопределением 121 старшеклассник, в октябре – 70. Индивидуально поработали в Усольском отделе ГКУ ЦЗН 43 ученика.

Декадники заполнены работой с учащимися 8-11 классов. На первом этапе школьникам предоставляется информация о мире профессий: об условиях труда, медицинских противопоказаниях, требованиях профессии к личности. На втором этапе старшеклассники проходят компьютерное тестирование, в ходе которого выявляются их профессиональные предпочтения и способности, их увлечения. На основе этих данных определяется круг наиболее предпочтительных профессий для каждого конкретного ученика.

Юношей и девушек вооружают знаниями о том, где они могут получить информацию о нужной профессии. В первую очередь, их отсылают к справочникам (на электронных и бумажных носителях) по учебным заведениям Перми и края. Конечно, большое внимание уделяется учебным заведениям городов Березники и Соликамск. Консультации проводятся индивидуальные и групповые. Получив определенный запас знаний, юный гражданин начинает работать по формуле выбора профессии. Она выглядит так: «хочу» + «могу» + «надо» = ?

Юлия ШАПЧИЦ, инспектор по профориентации: При расшифровке первой составляющей будущий работник определяет, чем бы он хотел заниматься каждый день на предполагаемом рабочем месте. Отмечу, что на этапе «хочу» значительная часть старшеклассников этого учебного года стремится в дизайнеры или в МЧС, МВД и близкие к ним структуры. Работа со второй составляющей – «могу» – возвращает юного гражданина к анализу своих возможностей, навыков, состояния здоровья. Третья составляющая – «надо» – учит будущего специалиста учитывать востребованность профессии на рынке труда.

И это очень важно. Вспомним 1990-е годы, когда многие устремились получать профессии юриста, менеджера, причем нередко в весьма сомнительных новоиспеченных вузах и колледжах. Естественно, значительная часть выпускников этих учебных заведений не смогла найти работу по специальности.

Юлия Шапчиц отмечает типичные ошибки при стихийном подходе к выбору профессии:

– ориентация сразу на высокую зарплату и квалификацию;

– выбор профессии «за компанию» с друзьями;

– увлеченность внешней стороной профессии;

– перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

Обычно это происходит с учениками талантливых учителей. Стремясь подражать своему кумиру во всем, подросток выбирает его профессию. И все-таки главная причина неправильного выбора профессии – неумение разобраться в себе, в своих способностях, склонностях и интересах. И задача Юлии Шапчиц – помочь старшеклассникам избежать этих ошибок.

Работа в школах во время декадников ведется по группам и индивидуально. Но ежегодно в феврале-марте Центр занятости населения проводит «Ярмарку учебных мест». На ней представлены учебные заведения городов Березники и Соликамск, демонстрирующие востребованность своих выпускников. Их педагоги знакомят учащихся с особенностями обучения, перспективами трудоустройства и профессионального роста. С вузами и колледжами Перми молодые люди знакомятся по буклетам.

Юлия Михайловна работает в тесном контакте с педагогическими коллективами школ, где профориентации уделяется также достаточно внимания. Как отметила консультант управления образования Усольского района Любовь Шестакова, эффективность этой совместной работы налицо: стабильно высок уровень поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения. Неустроенность детей незначительна по сравнению с 1990-ми годами.

Ситуация по отдаленным населенным пунктам, которая в 1990-е годы нередко определялась словами «со школьной скамьи – в безработные», тоже уходит в прошлое. Вот, например, как характеризует нынешнее положение с профориентацией выпускников в одном из самых удаленных пунктов района, поселке Шемейный, специалист администрации поселения Людмила Курганова.

Людмила КУРГАНОВА: Все выпускники последних пяти лет учатся или работают. Хотя у нас есть свой работодатель ООО «Плитпром», мало кто из молодых людей идет в лесорубы, молодежь стремится закрепиться в Березниках. Там получают профессиональное образование, там и остаются работать. Не секрет, что в промышленно развитом городе выше уровень зарплаты и уровень цивилизованности. Живут, в основном, на съемных квартирах.

Как удержать молодежь в районе? Как сделать так, чтобы она не уезжала из родных мест? Это уже другая проблема.

Виталий ЦЕЛИЩЕВ

14.12.2012
Комментарии (0)

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930